IBA Group успешно завершила проект по внедрению электронного билетирования в Усть-Каменогорске

5 Февраля, 2025 

IBA Group успешно реализовала проект «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте в Усть-Каменогорске, с созданием информационной системы диспетчеризации городского пассажирского транспорта» в рамках государственно-частного партнерства. Благодаря этому город перешел на современную систему электронного билетирования, которая соответствует международным требованиям. Проект стартовал в 2019 году и завершился в 2024 году передачей работающей системы на баланс города.

Перед IBA Group стояла задача запустить проект, который включает в себя системы электронной оплаты на базе бесконтактной транспортной карты, диспетчерского управления и информирования пассажиров. За это время во всех автобусах, трамваях и маршрутных такси установили оборудование: 1200 валидаторов и 500 бортовых компьютеров собственного производства, а также 550 терминалов для приема оплаты наличными. Для внедрения системы создали дата-центр, который включает: серверное оборудование, системы хранения данных, установку и настройку отказоустойчивого кластера на базе современных систем виртуализации, установку ПО, организацию закрытой сети передачи данных между оборудованием, а также комплексное обучение специалистов.

Благодаря реализованному проекту пассажиры улучшили свой опыт поездок в общественном транспорте. Теперь горожане и гости города оплачивают проезд бесконтактно с помощью единой транспортной карты, отслеживают в мобильном приложении транспорт и удобно планируют передвижение по городу. Мобильное приложение служит и для обратной связи: через него пассажир может оформить жалобу или написать предложение по повышению уровня обслуживания.

Система электронного билетирования стала привычным элементом повседневной жизни. Это подтверждает статистика: в месяц регистрируется порядка 2 млн поездок. При этом у жителей и гостей города находится более 200 тысяч транспортных карт, а мобильным приложением Oskemenbus пользуется более 100 тысяч человек.

Система диспетчерского управления помогла сократить интервалы движения, оптимизировать маршруты, повысить безопасность дорожного движения за счет контроля каждого транспортного средства. Акимат и другие профильные ведомства могут объективно оценивать транспортную работу и видеть всю необходимую информацию: количество выполненных рейсов в разрезе перевозчиков, объем перевезенных пассажиров, в том числе льготников по каждой категории, процент выхода на линию и раннего схода, отклонения от движения по графику и многое другое. В свою очередь транспортные компании также получили инструмент, с помощью которого могут оценивать работу своих водителей и контролировать соблюдение графика. Благодаря большому количеству и вариативности отчетов можно принимать обоснованные управленческие решения о развитии маршрутной сети, увеличении транспорта на линии, изменении графика движения и многое другое.

Новая электронная система оплаты повысила прозрачность отрасли. Кроме того, она дала возможность внедрить различные тарифы на разных видах транспорта, автоматизировать процесс предоставления льгот, сократить количество конфликтных ситуаций с кондукторами. Отметим, что в системе можно устанавливать стоимость проезда для разных категорий граждан даже без замены транспортных карт.

Внедренная система оплаты уникальна и имеет ряд преимуществ. В рамках проекта созданы собственный эмиссионный, процессинговый, претензионный центры, а также полноценная контрольно-ревизионная служба. Для обеспечения качественной работы системы функционирует сервисная бригада, которая оперативно устраняет возможные неполадки в работе оборудования. Следует отметить, процесс оплаты проезда не зависит от наличия и качества интернет-соединения — процесс оплаты фиксируется в любой ситуации, даже при полном отсутствии интернета.

Отличительная особенность этого проекта от других проектов в Казахстане — система остается в собственности города даже по истечению договора ГЧП. Это касается программного обеспечения и оборудования как серверного, так и установленного в транспортных средствах.

После успешного запуска проекта IBA Group еще в 2022 году предложила свое видение и план дальнейшего развития как во внедрении новых технологий, так и в расширении на другие города: система позволяет масштабироваться на все города и районы Восточно-Казахстанской области. Такой подход поможет создать единую экосистему, что будет удобно и пассажирам, и профильным ведомствам. В рамках работ по развитию в 2023 году в трамваях была протестирована перспективная линейка оборудования — многофункциональный терминал водителя МТВ С7. Новое оборудование позволяет существенно расширить функционал и внедрить новые и полезные сервисы: подсчет пассажиров, считывание ошибок и неисправностей ТС на уровне CAN-шины, отображение для водителя карты с прорисовкой маршрута, отображение количество пассажиров с билетами на табло водителя, голосовое и визуальное оповещения внутри салона.

При этом текущий функционал системы может быть дополнен различными модулями: онлайн-пополнение транспортных карт, внедрение альтернативных способов оплаты через QR-код и мобильные приложения, учет топлива и многое другое. Однако финальное решение о развитии осталось на стороне государственных партнеров.

Успешная реализация проекта стала возможной благодаря тесной работе, ответственному подходу и нацеленности на результат всех участников проекта: Акимата Восточно-Казахстанской области в лице ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Восточно-Казахстанской области», Акимата города Усть-Каменогорска в лице ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» и компании IBA Group.